Как работает Искусственный Интеллект?
В чем отличие от Человеческого?

Не забудьте подписаться, пожалуйста!

Чтобы не поддаваться интернет-манипуляциям о том, что искусственный интеллект умнее человека, что скоро он заменит нас, предлагаю сначала понять основные сходства и отличия наших интеллектов:
  1. Логика
ИИ тоже не знает правильный ответ. Он предсказывает наиболее вероятное продолжение текста, основываясь на огромной выборке из текстов, на которых обучен. Не понимает смысла

Человек:
Может основываться не на вероятности, а на выборе вопреки. Иногда делает нестандартный шаг, зная, что он не самый логичный, но важный (например, ради этики, риска, смысла).
2. Обучение
И человек, и нейросеть обучаются, чтобы минимизировать ошибку.

ИИ делает это через оптимизацию функции потерь (loss function) на основе статистических закономерностей в данных – но не может достичь абсолюта из-за ограниченности обучающей выборки, галлюцинаций (выдумывает источники и факты), непонимания смысла и отсутствия контекста реальности.

Человек:
Обучается  через жизненный опыт, осмысление, пробу, ошибки и рефлексию – но не может достичь абсолюта из-за когнитивных искажений, эмоциональных реакций, ограниченности внимания и неполноты информации.
3. Опора на данные
ИИ находит паттерны в языке – как слова и фразы обычно следуют друг за другом. Это чистая статистика, не понимание в человеческом смысле.

Человек:
Улавливает контекст, иронию, противоречия, внутреннюю правду. Он может нарушить шаблон ради глубины, оригинальности, провокации – и осознает, зачем он это делает.
4. Образ мысли
При составлении ответа модель «угадывает», какое слово или символ с наибольшей вероятностью будет следующим. Модель обрабатывает текст через токены — как строительные блоки речи.Токен – это небольшой фрагмент текста, которым может быть слово целиком, часть слова, знак препинания или даже пробел.

Человек:
Мыслит не предсказаниями наиболее вероятного совпадения, а мыслями, образами, интенциями. Он может задержать мысль, сформулировать иначе, перестроить себя по ходу – потому что он создает, а не только продолжает.
5. Внимание
У ИИ есть механизм самовнимания (self-attention): это взвешивание, какие части текста важнее для предсказания следующего токена. Это основа архитектуры.

Человек:
Внимание – это воля и выбор. Мы можем намеренно переключать фокус, игнорировать шум, цепляться за внутренний отклик, а не за «веса слов» в предложении.
6. Доступ к реальному миру
ИИ не живет в теле, не ощущает. Все, что он знает – данные о мире. У него нет личного опыта, ни страха, ни боли, ни радости, только статистика. Даже если она получена датчиком из физического мира

Человек:
Проживает реальность. У него есть опыт, биография, память тела. Он может опираться не только на логику, но и на интуицию, ощущения, опыт травмы, эмпатию.
7. Память
Если память не включена, ИИ не помнит предыдущие беседы. Чаще он не строит целостную модель. Хотя может

Человек:
Создает отношения, историю, узнавание. Он помнит не только факты, но и чувства, взгляды, динамику общения. У него есть эмоциональный след.
8. Истина
ИИ не различает, что из прочитанного правда, а что – повторяемая ошибка. Он не может критически осмыслить источник. Не стремиться узнать и дать истину, он стремиться снизить ошибку.

Человек:
Может сомневаться, перепроверять, менять мнение. У него есть способность видеть границу между знанием и предположением.
9. Цели и намерения
ИИ не хочет. Он просто отвечает. Он не принимает решения, не планирует, не выбирает. Если его люди не обучили обратному в своих интересах.

Человек:
Имеет намерения, мотивацию, ответственность. Он может рисковать, менять путь, действовать в неопределенности и знать, зачем он это делает.
10. Уверенность
ИИ может звучать уверенно даже когда ошибается. Он не понимает, когда он неправ. Уверенность – лишь стиль речи, не показатель знания, истины, отсутствия ошибки.

Человек:
Может сомневаться – и это признак зрелости. Он способен признать ошибку, остановиться, пересобрать аргументацию, исходя из ответственности перед реальностью.
11. Создание нового
ИИ создает новое как комбинацию уже существующих паттернов. Новизна – это результат перестановки, но открытия.

Человек:
Создает новое из пережитого, интуитивного, пограничного, способен прорыву, вдохновению. Настоящее творчество часто противоречит шаблону.
Какие выводы можно сделать?

Вывод 1: Да, принятие решений у человека и у ИИ разное. ИИ – это инструмент. Да, невероятно мощный и умный. Расслабляться не стоит: он хоть и искусственный, но интеллект, он неплохо справляется с линейной логикой и учится имитировать человека. Искусственный интеллект – это уже наша данность, а не эксперимент. Нет смысла хейтить, сопротивляться и недооценивать. Но и недооценивать не стоит.


Вывод 2: Все изменения происходят постепенно, а значит, есть время адаптироваться и к рынку, и сфокусироваться на важных для человека навыках будущего - об этом и будем рассуждать в канале.

Как кандидат наук я исследовала авторитетные экономические прогнозы – буду ими делиться, не пропустите.


Я не буду учить пользоваться ИИ (вы не дураки, у вас есть все, чтобы справиться самим). Поговорим, как пользоваться человеческими навыками и мозгом и "куда смотреть" в стратегиях профессионального развития и развития навыков у детей


А в канале эту статью выложила в виде сравнительной таблицы наших навыков

Не забудьте подписаться, пожалуйста!

Статья написана Михайловой К.О. с использованием:

Korteling, J. E. H., van de Boer-Visschedijk, G. C., Blankendaal, R. A. M., Boonekamp, R. C., & Eikelboom, A. R. (2021). Human- versus Artificial Intelligence. Frontiers in Artificial Intelligence, 4, 622364. https://doi.org/10.3389/frai.2021.622364

Markauskaite, L., Marrone, R., Poquet, O., Knight, S., Martinez-Maldonado, R., Howard, S., Tondeur, J., De Laat, M., Buckingham Shum, S., Gašević, D., & Siemens, G. (2022). Rethinking the entwinement between artificial intelligence and human learning: What capabilities do learners need for a world with AI? Computers and Education: Artificial Intelligence, 3

Siemens, G., Marmolejo-Ramos, F., Gabriel, F., Medeiros, K., Marrone, R., Joksimovic, S., & de Laat, M. (2022).Human and artificial cognition. Computers and Education: Artificial Intelligence, 3, 100107. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100107